@kottt73

Сергей Ходоренко-Затонский


Блог

РАЗУМОВСКАЯ ЮЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА (1896 - 1987) 08/02/2020 17:35

Юлия Васильевна Разумовская — сложившийся художник, со своей манерой письма, — хорошо известна в нашей стране как мастер портрета, пейзажа и тонких жанровых зарисовок.
Юлия Васильевна Разумовская родилась в 1896 году, в Казани, в семье известного профессора-хирурга Василия Ивановича Разумовского. Отец ее был не только крупным хирургом и ученым, но и таким же общественным деятелем, просветителем. С юных лет Юлия Васильевна впитала царившую в семье любовь к труду, книгам и искусству. Стремление к живописи привело девушку в 1914 году в Петербургскую академию художеств, в мастерскую художника Д. Н. Кардовского, у которого она проучилась до 1919 года. Тяжелое то было время! Тяжелое не просто в смысле неустройства жизни, быта, а в смысле столкновений различных взглядов, течений в искусстве. Время великого брожения умов. Надо было иметь собственный большой опыт, твердо стоять на определенных позициях, чтобы не колебаться, подобно маятнику, от одной крайности к другой. Для молодой художницы это было делом нелегким.

Юлия Васильевна, постоянно предъявлявшая к себе высокую требовательность, поступает во «ВХУТЕИН» (Всесоюзный художественно-технический институт), который и заканчивает в 1924 году. С этого периода начинается самостоятельное творчество художницы. Несколько лет она работает в Средней Азии, откуда вывозит остро схваченные зарисовки людей, быта. Таким образом, Ю. В. Разумовская приобщилась к современности, развила в себе способность видеть окружающий мир и отбирать важное, типичное, находить необходимый материал для обобщения. Наблюдательность для художника — это важнейший компонент его палитры. И не простая бытовая наблюдательность, а острая, с большим чутьем и тактом. Вот почему все работы Юлии Васильевны того периода интересуют и волнуют зрителя и в наши дни. Они донесли до нас аромат среднеазиатской экзотики, характерные типы людей и сценки того времени.
Во всем многообразии художница увидела жизнь, сотрудничая в журнальных и газетных издательствах Москвы. Значительное влияние на ее творчество оказала также поездка на строившийся Челябинский завод. Там она ощутила незнакомый ей дотоле пафос социалистического строительства, познала новых людей, новые человечеокие отношения. Все увиденное переносилось художницей на многочисленные холсты, ложилось в акварельные и карандашные зарисовки.
Беспокойная в своем творчестве, Ю. В. Разумовская в 1939 году с упоением работает в Крыму. Как для художницы, для нее открылись новые возможности совершенствования мастерства. Исключительные по красоте места Крыма но могли не волновать сердце подлинного живописца. Она познала новые сочетания красок, теней, живой природы с голубым небом и безбрежными морскими далями. Художницу интересовала не только одна природа, но и люди. Она выискивала характерные лица, чтобы в их портретах запечатлеть потом обобщающие типы.
С каждым годом мастерство Юлии Васильевна становится более уверенным и зрелым, а диапазон ее возможностей ширится. Наряду с тонкими портретами из-под ее кисти выходят теплые, лиричные пейзажи, карандашные зарисовки с налетом легкого юмора, красочные и нежные натюрморты.
Из окружающего ее мира она отбирает для своих работ лишь то, что кажется ей важным для передачи потомству, что может помочь людям будущего в понимании нашей современности.
За годы работы на Северном Кавказе Юлия Васильевна создала много ценных произведений. Среди них мы видим живописные места Кисловодска, Ессентуков, Пятигорска. Рядом — картины разрушений, учиненных гитлеровскими захватчиками. Картины, которых нельзя забывать. Художница напоминает об ужасах войны и горячо призывает бороться против повторения ужасов, за мир.
На Кавказе Ю. В. Разумовской созданы запоминающиеся портреты местных врачей, а также людей скромного труда, вроде садовника, пильщика, Лукьяновны. Зорким глазом она не просто сумела увидеть типичную внешность «маленьких» людей — в каждом таком лице она нашла и сумела выразить обобщающие черты характера простого русского человека.
Достаточно взглянуть на картину «С устатку», как перед тобой встает извечный труженик, склонный при разговоре пофилософствовать, отпустить меткую шутку, слегка посмеяться над собой. Он добродушен, доверчив, готов помочь ближнему. А то, что перед ним стоит бутылка с вином, — это ведь только «с устатку»...
С особой теплотой написаны портреты родных художницы. В каждом из этих полотен она раскрывает глубокие и тонкие черты человеческого характера. Всматриваясь в портрет отца художницы, Василия Ивановича Разумовского, видишь сосредоточенного мыслителя, ученого, отзывчивого человека. Сквозь стекла очков устремлены уставшие от большой и нелегкой жизни хирурга глаза, глаза живые, прозорливые...
Большинство критиков отмечает, что Юлия Васильевна с особой теплотой написала портреты своей матери. Они — своеобразный гимн прекрасной старости, старости не немощной, а деятельной, старости, украшающей наши семьи, сберегающей то, что «мы уберечь не смогли»...
Портретиста можно оценить не только по характеру передачи им выражения лица, но еще и по тому, как он пишет руки. Руки человека подчас выразительны не менее, чем лицо. Посмотрите, как тонко пишет Юлия Васильевна руки! Закройте остальную часть портрета и по одним только рукам сможете составить представление о том, кому они принадлежат. Руки в ее изображении живут и как бы говорят своим языком. Особенно характерны руки Лукьяновны и руки матери художницы.
Познавать, познавать мир — таково стремление Ю. В. Разумовской. Она путешествует с неизменным альбомом и этюдником. Из каждой такой поездки она возвращается с новыми картинами и зарисовками. Запечатлевает все, что ее волнует, что может расширить круг знаний нашего современника, что может потом войти в фонд будущего.
Ю. В. Разумовская по-особенному любит Москву. Среди ее полотен — пейзажи старой, купеческой, богомольной и в то же время бунтующей Москвы, большое количество полотен Москвы современной. Юлия Васильевна впервые с такой точностью и творческой добросовестностью показала новую Москву с различных сторон и с различных высот, раскрыв, таким образом, панораму столицы, ее ширь, размахи, ее новые черты. Все эти полотна Ю. В. Разумовской говорят: на смену старой, белокаменной, многоцерковной и кривоколенной Москве пришла, цветет и ширится Москва социалистическая. Грядущим поколениям будет интересно видеть зто запечатленное преобразование Москвы.
Пятигорское территориальное курортное управление профсоюзов совершило большое культурное дело, организован в Ессентуках, в сезон 1961 года, выставку работ художницы Юлии Васильевны Разумовской.
Посетители выставки познакомятся с творчеством талантливого мастера портрета, пейзажа и тонких жанровых зарисовок.
из статьи А. И. БЕРНШТЕЙН.


0


КОММЕНТАРИИ: 4    Ответы

ge_sh
09/02/2020 02:21   #1

Посмотрел работы. Классическая техника 60-70-х СССР. Здорово. Спасибо за пост.

kottt73
10/02/2020 14:47   #2

Люблю тот период...))

ge_sh
12/02/2020 00:54   #3

Да, живопись была простой, без наворотов и лишнего лоска и живой.

kottt73
12/02/2020 12:57   #4

Согласен.


Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам